Cessante causa, cessat effectus

С прекращением причины прекращается действие? Осознание.

Cessante causa, cessat effectus — C прекращением причины прекращается действие.
Но не всегда. Из медицины, психологии, просто жизненного опыта хорошо известно —  причина уже в прошлом, а запущенный (во всех смыслах) патогенез (дальнейшее развитие) вызывает отдаленные, саморазрушительные последствия (secondary injury).

Однако, медицину – медикам, а вот психологию – не только психологам.  У слова «осознание» есть много определений и толкований.  Какое выбрать? Исходим из мнения  Рене Декарта — философа, физика, физиолога и математика 17 века о том, что критерием истины является очевидность, простота и ясность. И мнения философа 18 (и немного 19) века  Иммануила Канта  — о том, что таким критерием может быть всеобщность и необходимость. И еще известного мнения о том, что таким критерием является практика.

Исходим из очевидности, ясности, необходимости и практики. Осознание –  путь к освобождению от всего негативного, которое нельзя постоянно «носить» с собой, осложняя и усложняя им каждый свой день. Необходимо спросить себя — что происходит со мной, в чем причина? Куда это приведет, чем может завершиться? Осознать причины своих чувств и мотивы поступков. И управлять — и собой, и сложившейся ситуацией.

Решения есть и у самых сложных задач, даже тех, что заданы в наказание древнегреческими богами — олимпийцами. Альберт Камю,  в философском эссе «Миф о Сизифе» (Le Mythe de Sisyphe), пришел к выводу, что  осознав заведомое отсутствие решения у своей задачи Сизиф поднялся над абсурдностью ситуации, найдя в ее бессмысленности свой смысл и свою свободу.

Конечно, Сизиф был не без греха, а боги Олимпа были суровы и зачастую справедливы. Считали себя явно безгрешными, поэтому и вручен был Сизифу камень.  Картина  Friedrich John nach Matthäus Loder «Sisyphus» — «Сизиф» (18 век) лучшая из виденных на эту тему. На ней Сизиф — несломленный, по прежнему считающий себя царем Коринфа, возможно осознавший свою неправоту, и достойно отдающий свои долги.

Осознание необходимо для освобождения от негативных последствий, вызванных — чаще всего — навязанными нам причинами. Еще до н.э. Квинтус Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus) в своих «Посланиях» пишет: Sapere aude — Решись быть мудрым. Прав Гораций, не всегда это просто.

Автор «Критики чистого разума»  Иммануил Кант перевел эту мысль-пожелание еще более открыто:  «Имей мужество пользоваться собственным умом!» Осознание того, что многолетние переживания являются следствием  чужой воли, чужих мотивов и желаний — первый шаг в верном направлении.

Errare humanum est, — человеку свойственно ошибаться.  Все знают, все верно, однако Луций Анней Сенека добавил затем:  sed perseverare diabolicum – а упорствовать в ошибке свойственно дьяволу. Кстати, иногда “ошибаться” переводят как “гневаться”. И верно, в гневе часто совершаются фатальные ошибки.  «Ты берёшься за молнию вместо ответа, — значит, ты не прав» сказал Зевсу (у римлян — Юпитеру) Прометей, когда Зевс исчерпав в дискуссии аргументы решил метнуть в Прометея молнию.

Философ 17 века Benedictus Baruch Spinoza (Б.Спиноза) верил в человеческий разум, личный опыт, познание, дедукцию (умение логически вывести частное из общего), интеллектуальную интуицию. Б.Спиноза сформулировал понятие свободы, как познанной необходимости. Связь всех причин происходящего необходимо осознать, необходимость — постичь, превратить переживания в действия, и обрести истинную свободу.  Все сходится, на первом месте — осознание.

Кстати, перечитаем: Э.Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой». «..Когда что-то кончается в жизни, будь то плохое или хорошее, остаётся пустота. Но пустота, оставшаяся после плохого, заполняется сама собой. Пустоту же после хорошего можно заполнить, только отыскав что-то лучшее..»